О плачущих иконах, русских бесах, СВО и западном сатанизме

Эзотерика

На встречу с Отцом Романом меня подтолкнуло элементарное любопытство. Если же быть совсем точным, то интерес к чудесам, о которых периодически пишут во всех СМИ. Речь идет о плачущих, или мироточащих иконах.  А еще конечно профессионализм журналиста. Отец Роман награжден Министерством Обороны медалью «За укрепление боевого сотрудничества».  Хотелось услышать о чудесах в зоне СВО.

И конечно же хотелось просто побеседовать с очень интересным человеком.

Настоятель храма в честь Святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского города Твери Роман Манилов человек в городе уважаемый. В заслуги настоятеля входит деятельность по развитию связей Твери и Севастополя, восстановление могил тверских защитников Города-героя и установка памятного знака тверскому вице-адмиралу Николаю Колокольцову в Севастополе. Протоиерей также создал музей военно-медицинской славы Екатерины Бакуниной в Твери. А еще он председатель Отдела культуры Тверской епархии. Кому как не ему знать о чудесах?

 

Интерес к стигматизму у меня возник давно. После просмотра знаменитого фильма «Стигматы» 1999 года.

Я перечитал массу информации, но удовлетворяющую мой интерес, так и не нашел. Каких-то серьезных научных толкований и объяснений этому феномену, этому чуду до сих пор нет. В основном все сводится к определению состава вещества, близкого к оливковому, или даже подсолнечному маслу и к раскрытию мошенничества, обмана, в общем каким-то нечистоплотным деяниям.

Так вот, фильм «Стигматы» и подтолкнул меня не только к попытке найти разгадку плачущих икон, но и выяснить, а занимается ли изучением чудес наша православная церковь?

Стигматы (от греч. στίγμα — метка, пятно, клеймо) — это знаки, которые иногда появляются на теле человека и связаны, как правило, с сильными религиозными переживаниями.

В христианстве стигматы соотносятся с крестными страданиями Иисуса Христа.

Кстати, стигматы на Западе обнаруживаются не только у людей. Иногда начинают плакать статуи, другие изваяния, связанные с религией и отправлением культа.

Найти разгадку этой тайны, конечно же хотелось, но я понимал, что шансы у меня малы, ведь человечество пытается сделать это уже более 2000 лет, с того самого времени, когда был распят Христос.

Беседа с отцом Романом началась с упоминания фильма «Стигматы».

— Отец Роман, скажите, есть ли в нашей Православной Церкви научный отдел, занимающийся фиксированием и исследование чудес?

— Такого отдела нет. Православная Церковь этим не занимается. Все дело в различии взглядов на эти чудеса. На Востоке и Западе сложилось разное отношение к стигматам. На Востоке никогда не были зафиксированы стигматы, ни у служителей церкви, ни у прихожан. Ни один из святых отцов не посвящал этому каких-то трудов.

А вот Западная церковь уделяет стигматам огромное внимание и там написано очень много исследовательских работ. Интерес к этому разбудил Франциск Ассизский (1182—1226), который был религиозным подвижником и поэтом в ХII веке. За свои труды он был причислен Папой Римским Григорием IX к лику святых.

Отмечу, что православная церковь его за святого не признает.

Так вот, Франциск и стал одним из основоположников чувственного и эмоционального отношения к религии. Концепция этого учения сводится к тому, что человек должен пережить страдания Спасителя, чтобы уподобиться Христу. Эти страдания якобы подводили человека к высшей точке в его жизни. Католичество это и проповедует. Смотри на Христа, как он страдал, переживи его страдания и это поможет тебе жить полной жизнью. То есть нужно представлять себе, как ему вбивали гвозди, как он висел на кресте и испытывал муки, когда его истязали. Переживи все это и станешь истинным христианином.

Всё это привело в итоге привело к эмоциональной экзальтации верующих, и превращению чудес в агитацию. Вплоть до сознательного вхождение в транс.

— То есть проявление стигматов могло у человека проявляться на чисто эмоциональном уровне? Вошел человек в транс и появились у него раны на руках, словно его прибивают к кресту, или на голове кровь, вроде как от тернового венца?

— Именно. Поэтому на Западе фиксация стигматов далеко не единичные случаи. Причем они фиксируются и у обычных людей, не причисленных к лику святых. Взгляд Западной церкви, сформированный за века ее существования, определил путь для католиков по которому следует идти. Но это больше из области экстрасенсорики. Словно экстрасенс тебе дает установку гипнозом. Православная церковь всегда была против такого подхода. Это ложное уподобление, не более. Нужно просто выполнять заповеди Христа, жить по заповедям, а не уподобляться ему через какие-то эмоциональные погружения.

— Выходит, что мироточащие иконы с точки зрения православной церкви, вовсе не чудо? Хотя для обычных верующих, это знаменательное событие. Люди выстраиваются в очереди, собирают капли миро, а потом рассказывают, что даже прикосновение к такой иконе, вылечило от болезни, помогло осуществить какую-то мечту.

— Для чего вообще нужна икона? Для того чтобы человек сумел прикоснуться к невидимому духовному миру. Совершая молитву. Икона в этом помогает, сосредотачивая взгляд молящегося на изображении святых, тем самым отсекая все посторонние мысли.

Скажу вам может быть то, что мало кто знает. Православная Церковь относится одинаково к любым иконам. Написана она Андреем Рублевым, неизвестным мастером, или напечатана она на обычном листе бумаги, или обложке журнала. А мироточить может любая икона, даже бумажная. Православная Церковь это считает промыслом Божьим. Правда бывали случаи, которые к промыслу Божьему никакого отношения такие случаи не имели. Несколько лет назад иконы стали мироточить у одной жительницы Клина прямо в квартире. Началось настоящее паломничество. Говоря современным языком, женщина сделала из этого события пиар. Произошло то что называется самовосхвалением. И она перестала ходить в церковь. Интересный момент – ее мироточащие иконы в церкви плакать переставали. Вообще в ее квартире мироточило все.

— Происки бесов?

— Именно. Когда служители церкви пробовали ей это сказать, она становилась агрессивной. Фактически выступала в противостояние с церковью. Человек впадал в прелесть. Ложное мировоззрение затмевало всё остальное. Это и есть бесы.

— Выходит, никакого научного отдела по изучению чудес в православной церкви нет?

— В этом и состоит главное отличие Православной Церкви от Католической. Пришлось бы изучать все чудеса, например, исцеление. Православие определяет это как дар Божий. Всё просто. Бог есть, и ты в него веришь, или не веришь. Объяснить с научной точки зрения это невозможно.

Католическая же Церковь пыталась это сделать. В средние века многие богословы, самый известный из которых Фома Аквинский, искали подтверждения существования Бога. Фома Аквинский нашел целых пять подтверждений и написал книгу «Пять путей богословия».

И после него была написана целая масса трудов, в которых подтверждалось существование Бога. Это не более чем рационализм. Зачем нужно верить в Бога? Потому что Он есть. Свое доказательство привел даже знаменитый философ Эммануэль Кант.

Результаты этих изысканий видны сегодня со всей очевидностью. Доказали, знают, что Бог есть, а на самом деле сейчас там царит настоящий сатанизм и полное безверие.

От мирового зла устояла еще Греция, Африка, Латинская Америка. Там, где есть Православная Церковь, зло бессильно.

— А что-то вообще Православная Церковь считает настоящим чудом?

— Расскажу вам очень показательную в этом отношении историю. Был такой преподобный Силуан Афонский. Самый обычный русский мужик из Воронежской губернии. В годы Первой мировой войны он отправился на Афон и стал там одним из самых почитаемых старцев. Он не имел какого-то образования и семинарию не оканчивал. Крестьянский сын, одним словом. Но его почитают и греки, и сербы, живущие на Афоне.

Когда он умер, сразу же начался процесс причисления его к лику святых. В конце концов это случилось. В 1987 г. был прославлен Константинопольской Церковью. В 1992 г. его имя было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Но еще до этого на остров стали стекаться паломники со всех концов света. Мощи отца (череп) хранились в монастыре. Игумен же монастыря, видя постоянное стечение народа, приказал череп утопить. Монахи, которым он отдал этот приказ, устыдились и череп не утопили, а спрятали у себя в келье. Игумен умер через десять лет, пришел новый, мощи достали. И опять началось паломничество. Но сменился игумен и череп убрали снова. На этот раз мощи приказали закопать.

Но не закопали, опять спрятали. Казалось бы, мощи святого, а места в храме им нет.

Тут дело в мудрости игуменов. Они понимали, что люди едут не к Богу, а к мощам. Не за верой едут, а увидеть чудо – чудесные, по их мнению мощи. Попросить у святого сотворения чуда! А это неправильно. В монастырь люди должны приходить к Богу, а не к человеку, пусть и причисленному к лику святых.

— Но ведь мощи святых возят по стране и выставляют в различных монастырях. Если бы это не было важно, церковь бы этим не занималась.

— В Церкви есть два направления. Одно для тех, кто трезво мыслит. Другое в некотором смысле идет на поводу у прихожан. Ничего в этом плохого нет. Оба направления имеют право на существование. Но мы уже говорили с вами о мироточащих иконах. Пока это не превращается в бизнес, ничего плохого в этом нет. Увы, такое иногда все-таки случается.

С другой стороны, это служит привлечению людей к вере. За долгие годы советской власти, многое утеряно. Людей тянет к мощам? Давайте привезем мощи Николая Чудотворца.

И ведь даже люди, не ходящие в церковь, к мощам этого святого придут.

— А если кто-то вдруг излечиться от хворей, это может стать толчком к тому чтобы уверовать?

— Тут главное не перейти грань. Дело ведь в том, что мощи уезжают, а верующих в храме не прибавляется. Статистка последних лет показала, что количество верующих уменьшается. На вопрос, считаете ли вы себя православным, 80% граждан отвечало утвердительно. Это было 10 лет назад. Сейчас порядка 60%.

— Возможно, что очередной опрос будет более оптимистичным? Учитывая сплочение нации и веру лидера в Бога?

— Возможно. Но я только хотел сказать этим, что подобные акции на числе верующих никак не сказываются. Вы наверно знаете о почитаемых святых в России? Так вот Ксения Петербургская и Иоанн Кронштадтский перед своей смертью завещали, чтобы прах их из земли ни в коем случае не поднимали.

Интересная история произошла в кронштадтской церкви, где была гробница в которой покоился Иоанн. При советской власти церковь закрыли. Сделали там склад. Рабочим стало любопытно, что там под полом церкви, но открыть гробницу не смогли. Как только они начали копать, произошло возгорание, а на всех рабочих напал ужас. Попытки что-то раскопать в церкви прекратились.

Мощи же Ксении Петербургской откопать не пытались никогда.

В их напутствиях было все просто и понятно. Живите как мы, верьте в Бога.

Самый известный святой Серафим Саровский вообще жил в келье. Он не ездил, как это делают многие, по святым местам, в келье у него не было чудотворных икон, он просто всю жизнь провел в молитве. Он не ездил на поклон к Троице Андрея Рублева.

 

Молиться можно самой обычной иконе, написанной неумелым мастером. Путь в духовной жизни важней, чем ее внешние проявления.

Тут не могу не сделать важного замечания. Для того, чтобы уйти в келью, нужен духовный наставник. При этом важно продолжать посещать церковь. Уйти в келью, как это сделал Серафим Саровский можно, но только после достижения определенного уровня. Можно ведь и в пещеру какую-то уйти, но без наставника такого себе напридумывать, что до беды недалеко. Наставник нужен для того, чтобы показать, как правильно молиться, как поститься, да и думать правильно он может помочь. У всех великих святых были свои учителя.

Бывают конечно и самородки. Но это редкость. Тут как в искусстве, в театре. Говорят же многие актеры и художники, что им повезло с учителями.  В церкви тоже многое зависит от учителей. Без учителя можно впасть в прелесть.

— Признаюсь, что впервые слышу это слово в таком контексте.

— Это из церковнославянского. Лесть – ложь. Пре – высшая степень.

— Забавно. То есть называя свою любимую женщину прелестью, мы вовсе не делаем ей комплимента?

— Это все временные преобразования, которые вошли под другим смыслом в современный лексикон. Например, слово «катавасия». Явно что-то не позитивное. На самом деле на церковном языке, это определенные песнопения.

— Отец Роман, вы настолько все разложили по полочкам, настолько просто и понятно, что фактически один из главных моих вопросов, можно и не задавать. А мне хотелось узнать о чудесах, происходящих сейчас на Украине в зоне СВО. Говорят, что в окопах нет атеистов. И еще рассказывают о случаях, когда обереги, которые передавали нашим бойцам, спасали им жизни. Иногда эти обереги делали дети. Как правило, все обереги освящались. То есть, если я правильно вас понял, то даже в таких спасениях православная церковь не усматривает никаких чудес.

— Чудеса случаются и в обычной жизни вдали от фронта. Но мы об этом не кричим и не размещаем информацию во всех СМИ. Просто на фронте это случается чаще, в силу обострения самой обстановки. Попадая в критическую ситуацию, человек, даже не умея молиться, обращается к Богу. Пусть своим языком, но это настолько искренне, что Бог его слышит.

Практически все, уезжая на фронт, одевают крестики, и берут с собой иконки. Это и есть первый шаг на пути к вере.

— Но ни крест, ни икона не спасут, если ты по-настоящему не веришь в Бога?

— Спасение может произойти, но не верующий человек, может даже не обратить на это внимания. Повезло! Вернувшись же в обычную жизнь, он не ходит в церковь. А если и ходит, то просто поставить свечку. Так приятно. Но ходить в храм нужно не для того, чтобы поставить свечку, а для того, чтобы жить церковной жизнью. То есть участвовать в богослужениях, таинствах причастия. Это самое важное в церковной жизни. Господь в Евангелие сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». То есть не попадете в царство небесное. Это о причастии сказано.

А чудеса все-таки есть. Но главным чудом для православной церкви является то, когда человек начинает искренне верить в Бога, становится на путь веры. Проще говоря, исправляется и становится лучше.

 

 

 

На границе Белоруссии и Украины напряженность только растет
Принципиальная позиция Грузии заставала НАТО перенести совместные учения
В армии Евросоюза, несмотря на угрозу вторжения России, никто не хочет служить
В Евросоюзе решили пойти по пути Зеленского, хотя ни к чему хорошему это не привело
В НАТО сделали вид, что хотят поймать украинских воров за руку
Уклонисты бегут из Незалежной, и несмотря на риск готовы на любые дерзкие попытки
Украинский конфликт закончится, когда российские войска дойдут до польской границы
США на грани гражданской войны, и это уже выходит за рамки предположений
Сунак проиграл выборы, но с новым премьером курс Британии в отношении России останется прежним
Пока Мишустин докладывает об успехах аграриев, цены на борщевой набор достигли заоблачных высот
Поделиться
Комментирование доступно зарегистрированным пользователям

Войдите в свою учетную запись или зарегистрируйтесь.

Топ-новости
Американским военнослужащим в Ираке говорят: «Чемодан, вокзал и вон!»
Ближний Восток

Касается это и всех других иностранных солдат, но с учетом того, что рулят в Ираке…

Дмитрий Анатольевич объяснил британским чиновникам, что их ожидает в обозримом будущем
Войны и террор

Объяснение заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Медведева в своем твиттере должно привести в чувство…

Новости по категориям
Стать членом клуба
Ознакомиться с правилами членства Вступить в членство
Написать редактору
По вопросам развития журнала
Написать редактору
×