Судьба подарила мне встречу с удивительным человеком. Виталий Салтыков, успевший сыграть в культовых сериалах «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», «Гончие», теперь возглавляет старейший кукольный театр России.
Это была просто интересная беседа, перед которой один вопрос отпал сам собой. Виталий Викторович еще не приехал в театр, а я сидел фойе и слышал, как из зрительного зала раздается заразительный детский смех. А потом в фойе хлынула улыбающаяся толпа детей и родителей. Я уже давно не видел такого количества счастливых улыбок.
— Виталий Викторович. Культура сегодня больна. Добро практически исчезло с экранов телевизора и кинотеатров. Сплошные детективы с продажными ментами. И вот, пока я вас ждал, то увидел, что в вашем театре оно еще живет, да и юмор судя по всему тоже.
— Всё это благодаря труппе театра. Меня собственно это и привлекло, поэтому я и принял предложение возглавить кукольный театр в Твери. У самого театра богатейшая история. И да, доброе и вечное нести удается. Во всяком случае мы очень стараемся. Кстати, я перестал сниматься в фильмах сам. Понял, что лучше их делать самому. И в них все-таки заложено добро.
— То есть дети, несмотря на все компьютерные технологии и графику, воспринимают хороши и традиционные куклы?
— Так они еще сами играют в куклы, поэтому для них это очень понятный объект. Даже когда они оживают на сцене, для них это понятно. Ничего объяснять не нужно, даже если на сцене вдруг заговорит какой-то пенечек. Ребенок несколько иначе воспринимает мир, у него еще не наросли шоры, которые есть у взрослого человека.
— Видимо вы правы, потому что я видел маленьких граждан России, выходящих из зала. От них исходила теплая волна добра. Почему дальше всё куда-то исчезает? Почему они превращаются в монстров, которые выкладывают в сеть издевательства над сверстниками, становятся прагматичными циниками?
— Это очень философская тема и о ней можно говорить бесконечно. Но я попробую буквально в двух словах. У всего человечества есть богатейшее культурное наследие. Умные и прекрасные люди писали философские труды и книги, желая оставить свой опыт будущим поколениям. Как правильно жить. Писали, писали, писали. Библиотеки переполнены умными книгами. А еще умные и талантливые люди писали картины, снимали фильмы строили здания. У человеческой цивилизации огромное наследие, в том числе и у русского народа. На этот опыт можно было и нужно было опираться. Но в какой-то момент, не будем говорить кто, об этом и так все знают, нити, соединяющие настоящие и прошлое, были отрезаны. А если эти нити отрезаны, в будущее смотреть уже на обязательно, как, впрочем, и в прошлое. А без прошлого нет будущего.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Александр Сергеевич Пушкин. Это закон жизни. Если ты не знаешь прошлого, в будущем тебе делать нечего. Мы от этого прошлого отказались.
— И на смену пришел Голливуд и его клише.
— Свято место пусто не бывает. Наша культура превратилась в коммерческий проект. И кино, и литература, и театр, музыка и живопись. То, что продается, это и есть искусство. Но ведь это не так. Ван Гог при жизни не сильно то и продавался. Но он остался в вечности. Достоевский работал из последних сил, чтобы только прокормить свою семью. После его смерти жена написала в одном из писем, что у нее теперь есть деньги, но зачем они ей сейчас, когда нужны были тогда, когда им было трудно, когда они перебивались с хлеба на воду. Книги стали издавать, она стала вполне обеспеченной.
Это можно отнести к загадкам гения и некому божественному балансу.
Хотя тут невозможно не вспомнить Советский Союз. Многие ругают это время. Цензура мешала творить! Так сейчас нет никакой цензуры, но почему-то не видно гениев подобных Тарковскому, почему-то не гениальных прозаиков, какими были те, кто писал об окопной правде. Например, Василь Быков.
Да, была идеология. Но она не была коммерческой. Валентин Распутин, Константин Паустовский. Перечислять можно бесконечно. Свои лучшие фильмы Никита Михалков сделал именно в этот период.
— Есть шансы, что в недалеком будущем что-то подобное все-таки повторится в России? Потому что без грусти на то, что сегодня происходит в культуре, просто невозможно.
— Это время уже не вернется никогда. Чем занималось человечество всё последнее время? Воспитывало поколение потребителей. В том числе и в России. Вся философия новых поколений вписывалось всего в два слова. Полюби себя. Звучит как-то уродливо, но мы с удовольствием принялись любить себя.
— Сегодня, по-моему, есть надежда, что эта странная любовь исчезает. Происходит сплочение нации. Пусть и под внешним давлением.
— Не помню кто сказал, но русским чем хуже, тем лучше. Не случилось бы беды, мы так бы ходили и дальше по магазинам, набивая корзины продуктами. Юрий Владимирович Никулин очень любил рассказывать анекдот, который очень хорошо описывает сегодняшнее время.
Попали в плен к немцам русский, американец и француз. Немец перед расстрелом сказал, что готов выполнить последнее желание пленных. Американец попросил гамбургер, виски и сигару, француз попросил сыр с плесенью и коньяк. Всё им дали. А русский попросил немца дать ему пинок под зад, да покрепче. Дали ему пинок, он отнял автомат у караула, и всех расстрелял. Кричит американцу и французу – бежим! Бегут. Американец не выдерживает и спрашивает, чего же это русский раньше не освободил их из плена. Тот признался, что русский человек без пинка ничего не делает.
Спасибо санкциям. Теперь у нас появился свой прекрасный сыр, своё отличное отечественное вино. Много чего появилось. Еще бы мы научились делать свои машины. Но тут какая-то загадка. Танки лучшие в мире делать умеем, а машины никак не научимся.
Но просвет действительно появился.
— Мир уже не будет таким как прежде?
— После СВО Россия точно не будет как прежде. Только дурак может не понимать, что сейчас идет настоящая война на уничтожение. Нас. России. Страны, в которой мы живем. Наши природные ресурсы всегда были предметом зависти Запада. И он показал свой оскал. Но мы обязательно победим. А когда страной будут управлять победители, то и жизнь будет другой.